ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КОНЕВОДСТВА И КОННОЗАВОДСТВА

История Российского коневодства имеет свои особенности, обусловленные комплексом причин, оказавших влияние на его становление и развитие. Основной очаг одомашнения лошади находился на просторах современных Сибири и юга европейской части РСФСР. Славянские племена заселяли их в I тысячелетии н. э. Территория эта представляла собой бескрайние привольные степи и лесостепи с обильной травяной растительностью, что благоприятствовало формированию хорошей степной лошади.

Здесь обитало и кочевало множество племен с разным уровнем социального развития, своеобразным жизненным укладом. Большинство из них имели своих лошадей определенного типа и свою практику ведения коневодства. Бесчисленные захватнические набеги и войны, совершавшиеся на громадной территории от Дальнего Востока до предгорий Карпат, позволяли тому или иному удачливому племени на какой-то период пополнять свои табуны, обогащаться знаниями по ведению коневодства. По своим климатическим и географическим условиям отдельные регионы этого пространства разнились довольно значительно, благодаря чему создавались условия для более заметной внутривидовой дифференциации домашней лошади тех времен. Все это привело к образованию разнообразных пород, различавшихся по экстерьерным и интерьерным качествам, что, несомненно, обогащало практику разведения лошадей в каждый конкретный исторический период, способствовало умелому ведению коневодства.

В степях Западной и Восточной Сибири формировались лошади, способные существовать в условиях континентального климата. Здесь обилие кормов в весенний и летний периоды чередовалось с нехваткой их в холодные, снежные и ветреные зимы. Поэтому местные лошади отличались выносливостью и могли совершать длительные переходы. В этих условиях шло становление пород, получивших впоследствии название степных.

В южных степях, где климат более умеренный, также формировались степные лошади; но они имели больше верховых достоинств. В северной и северо-западной зоне восточноевропейской части страны складывались породы лошадей, приспособленные к обитанию в лесистой местности. Впоследствии они получили название лесных.

Возникшее разнообразие типов домашних лошадей, обусловленное внешними факторами, а также различными методами разведения, кормления и содержания, впоследствии закрепилось наследственно. Это и стало основой совершенствования пород лошадей.

Начало становления отечественного коневодства относится к концу X столетия, то есть к моменту объединения всех восточных славян в границах Киевской Руси. К этому времени у разных народностей, населявших территорию будущего Российского государства, сложились практические навыки использования лошадей на сельских и транспортных работах, на охоте и особенно интенсивно в военных целях.

Содержание лошадей в то время было, как правило, табунным. К этому же периоду можно отнести и начало качественного улучшения лошадей различного направления использования за счет скрещивания местных пород с другими, более специализированными. В удельных княжеских и личных хозяйствах о лошадях заботились с особой тщательностью, что вполне объяснимо. Тот период жизни нашей страны изобиловал бурными историческими событиями, преимущественно военного характера. Войны за объединение удельных княжеств в целостное государство сменялись междоусобными распрями, войны захватнические - освободительными. В этих условиях лошадь приобретала особое, решающее значение. И уже тогда применялись многие технологические приемы ведения коневодства и отдельные элементы коннозаводства.

Нашествие монгольских завоевателей в XIII веке нанесло коневодству на Руси огромный ущерб. Сильнее всего пострадало оно в южных княжествах, что было особенно чувствительным, потому что в другие княжества из тех краев поступали улучшенные лошади. В процессе противодействия монгольским поработителям в лесной и лесостепной зонах, в средних и северо-западных княжествах коневодство стало возрождаться. Широким признанием пользовались рослые, массивные, сильные лошади. Особой резвости от них не требовали. Однако вступать на них в серьезную битву с вражеской конницей, имевшей лошадей более легких и быстрых, было делом безнадежным. Первым это понял Дмитрий Донской, и уже в 1380 году в составе его войска на Куликовом поле насчитывалось около 150 тысяч всадников на крепких, быстрых лошадях. На Руси даже в этот тяжелый период сохранились и нужные ресурсы лошадей, и народное умение вести коневодство, и знание, какими путями нужно его совершенствовать.

В борьбе за освобождение от чужеземного ига, воссоединение разрозненных княжеств, в битвах с различными захватчиками, пытавшимися покорить русские земли, немалое, если не главное значение имели качества и численность наиболее важного рода войск - конницы.

Отечественному коневодству уделяется больше внимания, начинается формирование русской лошади. Это еще не порода, но уже достаточно большое поголовье своеобразных лошадей. Широкое распространение получили два основных типа: одни - сравнительно рослые, широкотелые, сильные, но немного рыхлые, другие - более мелкие, быстрые, верткие, испытавшие большое влияние монгольских предков.

Вторая половина XV - начало XVI столетия вошли в историю как период окончательного политического объединения русских земель и создания единого государства. Этот процесс сопровождался расширением связей между отдельными частями государства, ростом его политического и экономического могущества. В этих условиях лошадь становится незаменимым помощником человека и в хозяйстве, и на войне, и при перевозке грузов. Но качественный состав лошадей не отвечал требованиям, предъявлявшимся к ним в тех сферах, где их использовали.

Начались поиски путей улучшения их качеств. Различия в условиях кормления и содержания, сохранявшиеся из поколения в поколение, создавали предпосылки к типовому разнообразию отечественного коневодства. Привилегированные слои населения - князья, бояре, богатое купечество - имели лучшие условия для повышения качества лошадей: они могли приобретать хороших производителей, обеспечивать полноценное кормление и содержание поголовья. В массовом же коневодстве той поры ощущались острая нужда в кормах (простым лошадям на Руси никогда не давалось зернового корма) и отсутствие производителей-улучшателей.

Для повышения качества местных лошадей очень важно было правильно выбрать улучшающую породу и рационально использовать ее представителей. Получившие широкое распространение на Руси степные породы лошадей к этому времени уже не могли в полной мере удовлетворять запросы развивающегося хозяйства. Для сельскохозяйственных работ требовалась лошадь неприхотливая, способная выполнять разнообразные работы, не слишком крупная, но выносливая. Для перевозок нужна была сильная, достаточно массивная лошадь, выносливая. Для военных целей требовался конь с хорошими верховыми формами, быстрый, смелый, выносливый. Нужна была и парадная лошадь, отличающаяся совершенными экстерьерными формами и нарядностью. Но если для улучшения качеств лошадей верхового направления выбор племенного материала тогда не составлял особого труда, для сельскохозяйственных и транспортных работ соответствующих улучшателей лошадей в достаточном количестве не было.

На русские рынки в тот период стали поступать лошади с Востока, так называемые аргамаки, в основном туркменского и персидского происхождения. В условиях хорошего содержания и кормления на княжеских и боярских конюшнях, в результате соответствующего отбора и подбора постепенно выработался тип русских лошадей, именовавшихся боярскими. Они сильно отличались от простой крестьянской лошади.

В это же время была проделана определенная работа и по созданию хорошей упряжной лошади. Она велась по двум направлениям:

во-первых, совершенствовалась существовавшая в то время сравнительно рослая, широкотелая, сильная, но рыхлая русская лошадь путем отбора при улучшении условий кормления и содержания как производящего состава, так и молодняка, получившего название «выкормков»;

во-вторых, шло улучшение местных лошадей жеребцами как восточных, так и западных пород, которые во времена Ивана III поступали на княжеские и боярские конюшни в виде подарков от правителей различных государств или в качестве военных трофеев.

Если учесть, что в этот период под Москвой появился и первый конный завод, названный Хорошевским, то уже можно с полным основанием говорить о том, что в начале XVI века существовало отечественное коневодство и коннозаводство.

В массовом коневодстве этого периода продолжается процесс глубокой дифференциации пород лошадей в зависимости от условий существования и методов разведения. Ни в одном из государств Запада и Востока не отмечено таких широких по размаху и разнообразных по приемам как стихийных, так и целенаправленных породообразовательных процессов, какие происходили в ту пору на Руси.

Середина XVI века - период царствования Ивана IV - характеризуется большими внутренними и внешними политическими и военными событиями: произошло присоединение к России Казанского ханства, осваивались земли Поволжья, открылся путь в Западную Сибирь, начались поиски выхода к Балтийскому морю. Эти политические и военные акции сыграли двоякую роль в существовании, становлении и развитии отечественного коневодства. С одной стороны, обогащался породный состав лошадей на внутригосударственном рынке, что положительно влияло на коннозаводство, с другой стороны - бесконечные военные действия вели к гибели большого количества лошадей, что отрицательно сказывалось на состоянии коневодства.

Государство, ведущее войны, для достижения успеха в боевых действиях должно было иметь достаточное поголовье лошадей соответствующего качества. Ряд мероприятий, направленных на развитие коневодства, был предпринят и в царствование Ивана Грозного. К наиболее существенным можно отнести создание конюшенных слобод, которые были ничем иным, как конными заводами. Немаловажное значение имело и то, что к участию в военных операциях, особенно на южных и восточных рубежах России, стали привлекать волжских, донских и яицких казаков, сидевших верхом на быстрых, вертких, выносливых лошадях, благодаря чему они могли легко маневрировать во время сражения.

XVII век для России начался с резкого ухудшения внутреннего и внешнего положения, что пагубнейшим образом сказалось на русском коневодстве. Нанесенный ему ущерб грозил тяжелейшими последствиями, так как все это в первую очередь сказалось на племенном деле.

Но вот заключен мир со Швецией и Польшей. Действия донских и запорожских казаков против Крыма и Турции обеспечили безопасность России на юге. Страна сохранила независимость и приступила к решению своих внутрихозяйственных и внешнеполитических задач.

Наступает новый период в истории России. По словам В. И. Ленина, он «...характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было ... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок»               (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 153-154.)
Расширение внутреннего рынка требовало развития путей сообщения, широкого использования гужевого транспорта, улучшения ямской службы и почтовой связи. Нужна была лошадь сильная, неприхотливая, способная в специфических условиях обширной территории России перевозить грузы на большие расстояния.

Казалось, что после чудовищного удара, нанесенного коневодству страны в XVII веке, не могло быть и речи о его восстановлении и специализации хотя бы в масштабах предыдущего столетия. Однако русские коневоды совместно с коневодами других народов и народностей, живших с ними в пределах единого государства, восстановили отрасль и дали новый толчок ее дальнейшей специализации. В это время определяется районирование коннозаводческой работы. В 1712 году по указу Петра I в Казанской, Азовской и Киевской губерниях создаются конские заводы. В 1720 году был учрежден конский завод в Астрахани, куда для разведения рекомендовалось завозить персидских жеребцов и черкасских кобыл. В Архангельск, Пермскую губернию, на берега рек Вятки и Обвинки повелевалось перевести несколько эстонских клепперов для улучшения местных лошадей.

В Московской, Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Тверской, Псковской и Новгородской губерниях шла работа иного рода. Здесь велось улучшение массовой лошади методами внутрипородного разведения на фоне хороших условий кормления и содержания. В результате появились так называемые возовые лошади, на основе которых впоследствии в Воронежской губернии появились получившие широкую известность и признание воронежские битюги. Следует отметить одну, довольно характерную черту в работе русских коннозаводчиков, которая просматривается на всем протяжении развития отечественного коневодства,- стремление завезти из стран Востока и Запада племенных и пользовательных лошадей разнообразных пород. Не всегда ввоз лошадей, особенно из стран Западной Европы, был оправдан экономически и приводил к желаемым результатам. Тем не менее в этом была и положительная сторона, так как породное разнообразие племенного материала, которое при этом возникало, облегчало работу по созданию новых специализированных пород лошадей.

Большим породным разнообразием отличалось поголовье лошадей, завезенных в первой половине XVIII века. На 1 января 1740 года в «дворцовых» заводах насчитывалось немецких лошадей 668, неаполитанский - 523, английских - 70, персидских - 46, голштин-ских - 45, испанских - 44, фрисландских -38, турецких - 21, датских - 17, арабских- 11, ломбардских - 3.

В течение XVIII века территория России значительно расширяется, заселяются Причерноморье, Приазовье, Кубань, Крым, прокладываются первые мостовые дороги, расширяется сеть грунтовых дорог. Все это требовало увеличения количества хороших транспортных лошадей. Свои требования к коневодству предъявляла и армия, быстрыми темпами увеличивавшая численность и улучшавшая качественный состав кавалерии. Начиная со второй половины XVIII века в России возникают социальные и экономические предпосылки для широкой творческой и практической работы по созданию новых и совершенствованию существовавших к тому времени пород лошадей. Проводится ряд организационных правительственных мероприятий, создается Главное управление государственного коннозаводства.

Российские коннозаводчики вели работу по качественному улучшению отечественного коневодства в двух направлениях. Одни, и их было большинство, видели решение этой задачи в завозе из Западной Европы лошадей существовавших в те времена специализированных пород с последующим их разведением на частных и государственных конных заводах в «чистоте», а также использовании в качестве улучшателей для получения пользовательной лошади. Другая группа коннозаводчиков встала на путь создания новых отечественных специализированных пород лошадей методом воспроизводительного скрещивания.

Отечественным коннозаводчикам удалось в конечном итоге акклиматизировать и найти племенное применение целому ряду уникальных узкоспециализированных пород, выведенных в странах, географические и климатические условия которых в значительной степени отличались от российских.

Совершенствование качества местных лошадей в то время проходило путем так называемой народной селекции, без использования производителей западноевропейских и восточных пород. В результате появлялись породы, в достаточной степени отвечавшие потребностям народного хозяйства в различных регионах страны. К примеру, развитие сельского хозяйства, горной промышленности и лесного промысла на территории нынешних Кировской, Пермской областей, Удмуртской АССР повышало спрос на хороших упряжных лошадей. Наличие заливных лугов в поймах рек Вятки и Обви, славившихся отличным травостоем, позволило местным коневодам создать в этой лесной зоне Севера России прекрасную упряжную лошадь - выносливую, энергичную, добронравную, хорошо приспособленную к выполнению работ в сельском и лесном хозяйстве, отлично зарекомендовавшую себя как разъездная (троечная) лошадь. Эти качества вятских лошадей обусловили большой спрос на них во многих других губерниях России, причем не только для пользовательных целей, но и для улучшения местных лошадей.

В районах, примыкающих к Северному полярному кругу, в бассейне реки Печоры, на территории нынешней Коми АССР сформировалась порода, известная под названием печорской. Эти сравнительно некрупные лошади выносливы, очень работоспособны и неприхотливы к условиям кормления и содержания. Печорские лошади хорошо приспособлены к работе по глубокому снегу и на тяжелых суглинистых почвах, не боятся трескучих морозов зимой и кровососущих насекомых летом. В XIX веке они благодаря своим качествам приобрели широкую известность и стали вывозиться в Архангельскую и Вологодскую губернии.

В Западной Сибири, в районе Кузнецкого Ала-Тау, вдоль больших почтовых трактов обосновывались люди, занимавшиеся не только земледелием, но и гужевыми перевозками. Для сельскохозяйственных работ и особенно для более мобильного и успешного обслуживания главнейших трактов требовалась лошадь с лучшими упряжными качествами чем те, которые были присущи издавна существовавшей здесь местной степной лошади. Крестьяне-переселенцы, двигаясь в эти края из Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской и других черноземных областей России, приводили с собой более крупных лошадей, которых использовали как улучшателей местных пород. В результате систематического целенаправленного отбора, обильного кормления в условиях полутабунного содержания была выведена сравнительно крупная, с крепкой конституцией и выдающейся выносливостью порода лошадей, названная кузнецкой.

После Великой Октябрьской социалистической революции многое было сделано для дальнейшего совершенствования местных пород лошадей. В 1939-1940 годах представителей вятской породы экспонировали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Вятские тройки и сегодня привлекают внимание специалистов коротким быстрым шагом, мелкой, но производительной рысью, своеобразием, экстерьерных форм. У вяток грива, челка и хвост длинные, масть в основном саврасая различных оттенков, рост (высота в холке) в пределах 140 см. Основные их достоинства - крепкая конституция, хорошая плодовитость, нетребовательность к условиям кормления и содержания, энергичный темперамент, выносливость в работе. Для совершенствования качеств печорской лошади в Коми АССР создали Сыктывкарскую заводскую конюшню. В Усть-Цилем-ском и Ижемском районах были проведены испытания, показавшие хорошую ее подвижность, особенно на шагу,- качество, высоко ценимое местным населением, считающим «ступость» желательным характером движений лошади.

Уход за лошадью не так-то прост: ее надо почистить, помыть, проверить ковку, «справиться» о состоянии здоровья и уж после этого квалифицированно оседлать.

Лошади любят воду, охотно идут в нее. Их специально «прогуливают» в воде для восстановления сил.

 

источник информации http://konevodstvo.su/